Революционные годы в селе Альметьево
В 1905 году изменения, которые происходили по стране коснулись и нашего села. Началась революция. У состоятельных людей отбирали имения. Наступили трудные времена для народа.
В деревне жили два богача: Гариф Сабитов и Вильдан Кадыйров.
У Кадыйрова были 20 голов коровы, 300 голов овец и 5 слуг. У богачей было полно зерна. Жители села приходили к нему работать за еду.
Гариф Сабитову и Вильдан Кадыйрову принадлежали мечети села. В деревне были три мечети: один — возле магазина, второй — при въезде в село, третий — у типтар. Мулла Гали, мулла Гарифан и мулла Габдрахман служили в мечети.
В годы гражданской войны и революции деревня переходило то на сторону красных, то на сторону белых. Одни приходили — грабили народ, другие приходили — грабили народ, поэтому жители не знали что делать. Через село проходили войска Колчака и Деникина. Прогнали их с земли Сармановской.
В деревне в 1925 году открылась первая школа. Это была религиозная школа. Учитель – Галамутдин — халфа приходил из деревни Мурбаш.
Тогда землю обрабатывали плугом. У бедных был один плуг, у середняка — два плуга. Выращивали зерновые. В эти годы урожай был очень хорошим.
Где живет Раян Нургалиев, там находился дом Гарифа Сабитова. Они были соседями нашего дедушки Марданша и бабушки Гайша. Жена Гарифа Миннур и бабушка Гайша дружили. Между их участками была маленькая калитка. Они друг другу ходили в гости, пили чай. После конфискации имущества Гарифа, они переехали в Набережные Челны. Там на горе элеватора купили большой дом. Мы с бабушкой к Миннуру ездили в гости. Тогда из Сарманово в Челны ездил маршрутный автобус — ПАЗик. Мест было — 20, посадили 40 человек. В автобусе было душно. В Челнах посмотрели элеватор, первый раз увидели пароход. Тетя Миннур была очень гостеприимная, показала нам город. У них был сын — Салих, сноха — Зайнап. Они жили в финском доме.
Третий мечеть находилась на перекрестке дорог Рангазарово и Кавзияково. После того, как мечеть стал не функционировать, в этом здании открыли швейный цех. Там шили ватные одеяла. Из соседних деревень женщины приходили работать. Например, Хамдениса (наша родня, дочь Фауденисы) приехала из Сарманово. Потом в 1940 году снесли мечеть.
После того, как закрыли цех, сестры Махтума и Мачтура, продолжали шить ватные одеяла в своем доме. У них дом находится возле моста. В маленьком домике поставили станок и выполняли заказы жителей деревни.